«Газовые» автомобили из Южной Кореи теперь и в Красноярске

Наша компания подписала договор о сотрудничестве с лидером по поставке автомобилей из Южной Кореи в Сибирском регионе, компанией «Корея-Моторс», ещё в декабре 2010 года.

Именно в это время в Красноярск была завезена крупная партия корейских автомобилей с самой современной системой питания сжиженным газом - LPi (устанавливается заводом-изготовителем). До этого дня наша компания обслуживала всего несколько автомобилей с этой передовой технологией.

За все время эксплуатации LPi-автомобилей в наших условиях (а первые такие автомобили были завезены к нам более 4 лет назад) не выявлено никаких проблем, система оказалась очень надежной.

Посмотреть модели поставляемых газовых автомобилей можно здесь, а увидеть их воочию - в автосалоне «Корея-Моторс», расположенному по адресу ул. Вавилова, д. 2 (территория ЗАО «Терминалнефтегаз»).

Ответы на многие вопросы по эксплуатации системы LPi вы можете узнать, прочитав эту статью:
   

Твердая поступь жидкого газа

Безудержное удорожание традиционного топлива заставляет автопроизводителей  всё чаще обращать взгляды на альтернативные источники энергии - электричество, газ, биотопливо. Красноярская компания «Корея-Моторс» активно продвигает на рынок корейские автомобили, оснащенные газобаллонным оборудованием самой современной разработки - так называемой системы LPi. Основное отличие этой схемы ГБО от традиционной в том, что газ впрыскивается в коллектор автомобиля сразу в сжиженном состоянии, минуя фазу испарения. У схемы много достоинств, однако для российских покупателей новинка пока в диковинку. Чтобы рассеять заблуждения и прояснить технические вопросы эксплуатации передовой системы, на вопросы клиентов отвечает Алексей Шевцов, специалист компании «Терминалнефтегаз», являющейся партнером ООО «Корея-Моторс» в области обслуживания автомобилей с системой LPi.

- Алексей, расскажите, как переносит новая корейская техника, оборудованная ГБО LPi, наш российский газ?

Газ, используемый в качестве топлива для автомобилей, бывает двух основных видов - пропан-бутан (сжиженный нефтяной (углеводородный) газ, англ. аббревиатура LPG) и метан (природный газ, англ. аббревиатура CNG). В России и Южной Корее наиболее распространен пропан-бутан, в Красноярском крае метана нет вообще. Автомобили с системой LPi рассчитаны для работы на пропан-бутане, поэтому никаких проблем с использованием такой техники в России нет.

Что касается качества нашего газа, то оно мало отличается от корейского. Ведь производство сжиженного нефтяного газа проще, чем жидких видов топлива, кроме того, газ невозможно чем-нибудь разбавить. Это не бензин, в который легко можно добавить присадки или любую другую жидкость. Давление газа в резервуарах может достигать 10 атмосфер. Попробуйте просто так добавить любую жидкость, к примеру, в бытовой газовый баллон.

- Зимы у нас очень суровые, Корее не чета. Выдержит ли новое оборудование такой климат?

Никаких специфических проблем по использованию LPi-автомобилей в зимнее время нет. Более того, в холода машина с системой LPi заводится даже лучше бензинового, так как газ испаряется лучше бензина и не заливает свечи. Прошлой зимой мы без всякого прогрева заводили газовые автомобили при температуре -40 градусов.

- Не секрет, что сеть газовых заправок (АГЗС) в нашем крае развита не так, как сеть бензиновых АЗС. Как быть, если предстоит далекая поездка за город?

На самом деле остается всё меньше мест, где нет газовых заправок. Но если вы всё-таки запланировали поездку в глубокую провинцию, с собой можно взять обычный бытовой баллон с газом. Перелить газ из бытового баллона не сложнее, чем перелить бензин из канистры. Для этого лишь понадобится шланг со специальными переходниками.

- Насколько безопасна система LPi? Часто можно услышать страшилки про взорвавшиеся газовые баллоны...

Газ, как и бензин, взрывается только при достижении определенной концентрации в воздухе. Нахождение газа в баллоне под давлением исключает возможность проникновения туда воздуха, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом всегда присутствует воздушная смесь их паров.  Чтобы в воздухе возникла взрывоопасная концентрация газа, необходимо, чтобы произошла его утечка из баллона. Надо сказать, что газотопливная система лучше защищена от утечек, чем бензиновая. Что касается случаев ДТП, автомобильные газовые баллоны сами по себе не представляют такой опасности, как это зачастую пытаются представить. Они имеют многократный запас прочности, удовлетворяют требованию безосколочного разрушения. Баллоны проходят целую серию испытаний на устойчивость к разрушению при падении с высоты, простреле из огнестрельного оружия, воздействии экстремальных температур, открытого пламени, кислоты. Толщина стенки баллона составляет 3 - 5 мм (для сравнения толщина стенки бензобака - 0,8 мм) и позволяет выдержать удары, которые не оставляют никаких шансов всему автомобилю. Известны случаи, когда после серьезного ДТП целым оставался лишь газовый баллон, а все остальное не подлежало восстановлению.

Могу привести любопытную статистику, накопленную Американской газовой ассоциацией. В течение 10 лет эксплуатации 2400 автомобилей, работающих на газовом топливе, имели суммарный пробег 280 млн. километров. За это время с ними произошло 1360 столкновений. В 180 случаях удар приходился в зону расположения газовых баллонов, но ни один баллон не был поврежден. В пяти случаях было зарегистрировано воспламенение бензина. Делайте выводы сами!

Справка:
Каждый газовый баллон защищен целой системой комплексных мер безопасности. Можно перечислить их по пунктам:
1. Защита от утечек: в случае обрыва газовой магистрали срабатывает скоростной клапан, перекрывающий выход газа из баллона.
2. Защита от переполнения баллона: сжиженный газ имеет высокий коэффициент объемного расширения, поэтому переполнение баллона представляет определенную опасность. В этом случае при большом перепаде температуры (от -30°С - на улице при заправке до +20°С в теплом боксе) возможно возрастание давления в баллоне до критического, при котором происходит аварийный сброс газа. Для того чтобы этого не произошло, на газовых баллонах устанавливается мультиклапан, снабженный механизмом отсечки, который не позволяет заполнить баллон более чем на 80-85 % от его общего объема.
3. Защита от разрушения баллона: если превышение давления в баллоне все-таки произошло (например, в случае пожара в автомобиле), система безопасности газового баллона снабжена предохранительным клапаном, который при превышении допустимого значения давления сбрасывает его излишек за пределы автомобиля через систему вентиляции.
Все перечисленные устройства срабатывают автоматически без участия водителя. Если же какое-либо из них откажет (что маловероятно), поврежденный газопровод водитель может вручную  изолировать от баллона с помощью механических вентилей мультиклапана.

- Алексей, начитавшись отзывов по эксплуатации ГБО в Интернете, создалось впечатление, что при использовании газа у классических ДВС часто прогорают клапаны? Это неизбежное следствие установки ГБО?

Это еще один расхожий стереотип об автомобилях на газе. Он возник не на пустом месте, но прямой вины ГБО в этом нет. Корни этого утверждения идут со времен использования газа на старых карбюраторных автомобилях. На такие автомобили устанавливалось самое простое газобаллонное оборудование с ручной регулировкой подачи газа. Многие автолюбители в целях экономии топлива, по принципу «меньше мощности, зато экономичнее»,  уменьшают подачу газа до минимума. В результате расход газа снижается, но автомобиль работает на обедненной смеси, что и ведет к прогару клапанов. Не стоит забывать, что в плохо отрегулированном бензиновом моторе такое тоже возможно. Кроме того, октановое число газа составляет 100-105 единиц, и при переоборудовании карбюраторных автомобилей необходимо устанавливать ранний угол опережения зажигания. Таким образом, при правильной установке и настройке газобаллонного оборудования никакого прогара клапанов быть не может.

LPi - это самая современная газотопливная система, которая устанавливается на автомобили заводом-изготовителем. Это уже означает качество и надежность. Кроме того, принцип работы LPi в корне отличается от «карбюраторных» систем. За впрыск газа отвечает бортовой компьютер автомобиля, который мгновенно вычисляет величину подачи, сообразуясь с нагрузкой на двигатель, оборотами, и прочими параметрами. По сути, это полный аналог бензиновой инжекторной системы автомобиля.

- Всех нас волнует вопрос обслуживания и ремонта системы LPi. Кто наладит машину с таким ГБО, если оно все же выйдет из строя?

Компания «Сервис-центр Терминалнефтегаз» осуществляет техническое обслуживание и ремонт автомобилей с газотопливной системой LPi.

- Машины с системой LPi работают на бензине и газе одновременно? Или только на сжиженном газе? Если так, можно ли переделать такой автомобиль на бензин?

Система LPi представляет собой полный аналог бензиновой инжекторной системы автомобиля. Впрыск жидкого газа полностью заменяет бензин, что позволяет отказаться от него -  поэтому на корейских «газовых» автомобилях бензиновой дублирующей системы нет вообще.

Теоретически, поменять газовую систему питания на бензиновую можно, ведь двигатель на этих автомобилях такой же, как и на бензиновых версиях. Во Владивостоке такое уже делали.

Однако встает вопрос целесообразности такой замены - бензин всё время дорожает, а газ при любых ценах на топливо обходится примерно в два раза дешевле бензина. Непонятно, в чем смысл такой переделки.

- Любопытно было бы узнать, есть ли на автомобилях с LPi топливный фильтр? Он ставится на все модели авто? Какова стоимость и периодичность замены фильтра?

На всех автомобилях с системой LPi есть топливный фильтр. Но за четыре года  эксплуатации нескольких таких автомобилей менять эти фильтры ещё не доводилось - газовое топливо намного чище бензина. Стоимость замены газового фильтра не дороже стоимости аналогичной операции на бензиновом автомобиле.

- Есть ли необходимость в установке дополнительного прогрева двигателя (Webasto и подобные ему)?

Острой необходимости в дополнительном прогреве двигателя нет (см. вопрос о зимней эксплуатации), но установить его в принципе можно. Установка электрических подогревателей  (питающихся от сети 220 Вольт) аналогична их установке на бензиновые модели. С автономными подогревателями (Webasto, Eberspacher) немного сложнее. Дело в том, что такие подогреватели работают на бензине или дизтопливе (забор топлива происходит со штатного бака). Для их нормального функционирования на автомобилях с газотопливной системой LPi мы дополнительно устанавливаем небольшой бензиновый бачок. К слову сказать, точно также мы устанавливаем подогреватели и на некоторые дизельные автомобили, в связи с тем, что некачественное дизельное топливо часто перемерзает и подогрев не работает.

- Большое спасибо за подробные ответы!

 

Предыдущие статьи на эту тему:  

«Hyundai Sonata и Kia K5: Одинаково разные» - журнал «Шанс-авто» №49, 14.12.2010

«Эти серьезные корейцы» - журнал «Автопредложение», март 2011

Вернуться к списку новостей
01.09.2011